Ремонт двд автомагнитолы своими руками. Типичные неисправности лазерных приводов

Дисковод – достаточно сложный механизм, но и его можно починить самостоятельно. Достаточно немного понимать принципы работы CD или DVD-ROM. Естественно, что ремонт ноутбуков лучше всего доверять профессионалам, но если вы уверены в своих силах, то можете пробовать всё сделать своими руками. Если диск не читается, то может быть много различных причин: от проблем с механикой до сбоя программного обеспечения.


Основные неисправности и методы их решения


Чтобы добраться до дисковода в любом ноутбуке, сначала нужно разобрать устройство. Для этого снимается задняя крышка, и откручиваются винты в определённой очерёдности. Как правильно это делать, лучше посмотреть в Интернете, где есть видео практически для любой модели ноутбука с подробной инструкцией разборки. Следует отметить, что если устройство – ещё на гарантии, то разбирать самостоятельно не рекомендуется. Достаточно обратиться с поломкой в магазин или к производителю.



Достаточно часто в ноутбуках ломается устройство для выдвигания привода. Если рассмотреть более внимательно, то эту функцию осуществляет отдельный мини-двигатель, который связан с самим дисководом шестерёнками. Зубцы часто стираются, потому нужно просто восстановить их. Для этого сверху капают небольшим количеством расправленной пластмассы, а потом подтирают надфилем для придания формы.



Если неисправно именно устройство считывания диска, то нужно проверить, работает ли лазер, а также нет ли загрязнений на месте посадки. Чаще всего проблемы начинаются именно из-за грязи, а потому нужно сначала аккуратно протереть все элементы системы.



Устройство привода – очень сложное и высокоточное, поэтому отремонтировать его может не получиться. Но стоимость этого механизма – не такая и большая, потому лучше приобрести новую деталь и заменить её. Сделать это достаточно просто, достаточно посмотреть инструкции в Сети.

В компьютере не так много железа, настолько подверженного поломке и так часто нуждающегося в обслуживании, как CD-привод, причем совсем не важно, простой это CD-ROM или современный DVD-RW.

Но в то же время это семейство девайсов лучше всего поддается ремонту и настройке, за исключением некоторых особо тяжелых случаев, таких, как отсутствие возможности подстройки тока лазера - к счастью встречающихся крайне редко.

В данной статье мы опишем наиболее часто возникающие поломки и методы их устранения в домашних условиях, доступные простым смертным, коими являемся мы и большинство наших читателей.

Это Китай

Стоит заметить что данная статья не поможет тем, у кого дешевый китайский привод плохо читает диски.
Дело в том, что начинка дорогих фирменных драйвов и дешевых китайских полу-NoName различается «в разы».

В дешевых приводах почти всегда стоит некачественная механика с очень большими допусками, то есть она не отличается точностью, это становится причиной невозможности достаточно точного позиционирования лазера и весьма плохо сказывается на стабильности работы системы (привода) в целом, и как следствие делает невозможным чтение «плохих» дисков.

Это также относится и к электронике: любой хороший привод буквально напичкан разнообразными системами коррекции и восстановления данных с поврежденного CD, в то время как в дешевом драйве таких функций минимум.

Это и приводит к тому, что «у соседа все читается со свистом, а у меня не читается вообще».
В таком случае вероятность того, что какие-либо манипуляции с драйвом существенно улучшат качество чтения, равна нулю.

Также стоит учесть, что очень старый привод, плохо читающий диски, вернуть к полноценной жизни вряд ли удастся, так как со временем оптические качества линзы сильно ухудшаются, виной тому служит замутнение и появление микротрещин в самой линзе.
Лазер со временем тоже старится (деградирует), поэтому тратить время на такой привод не стоит.

Инструментарий

Для ремонта и даже простой чистки CD-драйва нам понадобится набор часовых отверток, обычная крестовая отвертка (под винты для разборки привода, на всех приводах разные), плоская отвертка, салфетки, очень желателен баллончик со сжатым воздухом, (удовольствие хоть и недешевое, но вложения оправдывает на 200%), спирт.

Тем, кто решиться паять драйв, также понадобится паяльник и паяльная жидкость.
Ни в коем случае нельзя паять привод обычным паяльником на 220 Вольт!
Во-первых, если он не новый, то может «пробивать», во-вторых, как правило, простые паяльники здорово перегреваются, таким образом можно испортить печатную плату.
Желательно купить нормальный паяльник.

Если нет денег на специальный, с понижающим трансформатором, то следует купить обычный, с регулировкой температуры и возможностью заземления.
Стоит он порядка 200 р.
Паяльную жидкость можно сделать самому из спирта и канифоли: нужно растворить канифоль в спирте в пропорции 2~3 к 1 (2 или 3 части спирта к одной части канифоли).

Также тебе не помешает газовый паяльник (можно купить в любом крупном радиомагазине) или строительный фен, для отпайки микросхем из донорских приводов.
Кстати такой фен очень полезная вещь, и в процессе ремонта разных девайсов пригодится тебе не один раз.

Запчасти

К сожалению, далеко не все запчасти для твоего привода можно найти в свободной продаже.
Например, микропроцессор, работающий с IDE, или процессор, управляющий головкой, найти практически нереально.
Есть возможность купить такие детали в специализированном сервис-центре, но вероятность этого крайне мала, так как работники такого центра, как и их семьи, хотят часто и хорошо кушать, поэтому, скорее всего, тебе предложат принести девайс и отремонтировать его у них.

В то же время, другую часть элементной базы твоего привода (в основном это касается ОЗУ, BIOS’ов, стабилизаторов питания и микросхем, управляющих моторами) можно без особого труда приобрести в крупных радиомагазинах.
В небольших, скорее всего, купить не удастся, так как все запчасти CD, кроме элементов, стоящих в цепи питания, достаточно специфичны.

Исходя из этого, лучше всего поездить по «уголкам некрофила» (в Москве они есть, например, на Савеловском рынке и на Митино-Базаре), и поискать там такой же «дохлый» привод.
Хочу заметить, что не всегда надо искать точно такой же драйв как у тебя, например, многие старые приводы фирмы Samsung отличались в основном прошивками, то есть, скажем, два привода 32х и 24х были практически полностью идентичными.

Это до сих пор довольно распространенное явление.
Аналоги твоего драйва ты легко найдешь в Интернете.

Устройство

Рассмотрим устройство CD-ROM.
Механическое устройство всех приводов может достаточно существенно отличаться, но всегда имеет общие принципы работы.
Внутренний вид типичного драйва ты можешь увидеть на фотографии:

1 - лоток диска;
2 - фиксатор (часто магнитный) диска в драйве;
3 - головка лазера;
4 - моторчик, раскручивающий диск;
5 - моторчик, осуществляющий загрузку лотка;
6 - моторчик, осуществляющий движение блока лазера;
7 - механика лотка;
8 - датчик лотка.

Разборка

Если ты ни разу не разбирал привод, то перед тем как это делать, стоит учесть несколько мелочей, чтобы не испортить девайс окончательно.
Во-первых, перед тем как разбирать привод, нужно открыть лоток, так как в закрытом состоянии он держит переднюю панель, и, не открыв его, эту панель не снимешь.
Существуют приводы, в которых открывать лоток не надо, но таких меньшинство.

Еще нужно учесть, что нижняя крышка привода (та, на которой винты) может служить радиатором для микросхем, установленных на печатной плате.
Как правило, на них стоит подобие термоскотча, для лучшего контакта с крышкой.
Сняв крышку, надо позаботиться об охлаждении этих микросхем.
Далее нужно обратить внимание на способ крепления печатной платы к механике и к верхней части корпуса.

Разбирая привод, ни в коем случае не спеши, демонтируй детали аккуратно, внутри драйва много пластмассовых частей, которые легко сломать.

Накопительное обновление Windows 10 KB4512941

30 августа 2019 г. Microsoft выпустила накопительное обновление KB4512941 для Windows 10 May 2019 Update (версия 1903) на базе процессоров x64 (amd64) и ARM64, и для Windows Server 2019 (1903) на базе процессоров x64.

Драйвер Game Ready GeForce 436.15 WHQL

Драйвер Game Ready GeForce 436.15 WHQL призван улучшить быстродействие видеокарт Nvidia и обеспечить работу игры Control студии Remedy в режиме трассировки лучей.

Всем привет! В настоящее время рынок наполнен разнообразной бытовой техникой различной сложности. К одним из таких аппаратов относится dvd плеер. Сегодня рынок наполнен данным бытовым прибором и существует немалое количество фирм и торговых марок, производящих их. Но самым распространенным в данное время производителем dvd плееров является Китай. В основном в СНГ ввозятся товары низкого качества, поэтому и dvd плееры не лучшего качества. От этого они стали частыми «пациентами» мастерских по ремонту бытовой аппаратуры. Хочу заметить, что неисправности dvd проигрывателей у всех похожи и тем самым методы ремонта одинаковы.
Ремонт dvd плеера стоит начинать, когда плеер перестает читать диски, часто зависает, не раскручивает лазерный диск и т.д.

Основные элементы dvd плеера.
1. Процессор. Ну в общем это главный элемент плеера. Процессор очень капризен в отношении источника питания. Он питается от импульсного блока питания напряжением 1,8 и 3,3 вольта. Если напряжение будет нестабильным, это приведет к «глюкам» процессора. DVD плеер может проигрывать MP3 и CD диски, а отказываться читать DVD диски. Стабилизаторы импульсного блока питания dvd плеера могут выполнятся по упрощенной схеме на транзисторах, а это в свою очередь может плохо сказаться на стабилизации выходного напряжения питания. Экономия на радиоэлементах ни к чему хорошему не приводит.

Поэтому если сетевое напряжение 220 вольт резко кратковременно подскочит, то это может вызвать сбой нормальной работы процессора и подгорание элементов импульсного блока питания. Процессор может начать сильно греться. В этом случае ремонт dvd плеера становится не не целесообразен, так как стоимость процессора высока, да плюс необходимо специальное паяльное оборудование(паяльная станция). Простым паяльником выпаять его не получиться.
2. Лазерная читающая головка. Лазерный считыватель поистине самый ненадежный элемент dvd плеера. Хоть завод изготовитель и говорит, что срок ее службы 3-4 года, но на практике это не так. Лазерный диод, который входит в конструкцию считывающей головки при частом использовании плеера постепенно стареет и не способен выполнять свои функции. Оптическая система, а вернее линзы постепенно загрязняются и это тоже приводит к не читаемости лазерных дисков. Иногда при ремонте на время помогает очистка оптической системы при помощи специальных чистящих спреев или при помощи тонкой деревянной палочки, обмотанной смоченной в чистящей жидкости ваткой. Можно также воспользоваться чистящим лазерным диском. Но зачастую помогает только замена лазерной головки. Эта процедура не сложна, но стоимость лазерного считывателя слишком высока.
3. Электромоторчик привода шпинделя.
Если лазерный диск вращается с непостоянной скоростью, то причиной может явится моторчик привода шпинделя или микросхема, питающая моторчик(драйвер). Но такую неисправность диагностировать довольно трудно. Так как хоть и двигатель работает, но сильно изношен, вращает диск с пониженной скоростью и неравномерно. Скорость вращения диска контролирует процессор и подает сигнал на драйвер моторчика. Но если износ моторчика значителен, то система регулировки не сможет обеспечить необходимую скорость вращения шпинделя. При этом dvd плеер начинает считывать DVD диски через раз, не раскручивает диск, зависает во время воспроизведения.

В таком случае электромоторчик подлежит замене. Но менять его желательно вместе со столиком, на который ложится лазерный диск. Для чего это нужно? Это связано с тем, что расстояние от лазерной головки до диска должно быть в допустимых пределах. Если это не будет обеспечено, то системе фокусировки не удастся сфокусировать луч лазера на поверхности диска. При этом появиться такие неисправности как зависания и отсутствие воспроизведения вообще. Поэтому высота установки столика должна осуществляться на определенном расстоянии. Если же нет возможности заменить моторчик вместе со столиком, то перед снятием старого моторчика измерьте расстояние от моторчика до него. Потом после установки нового моторчика добейтесь такого же расстояния.
4. Драйвер . Это микросхема, которая управляет работой моторчиком привода шпинделя, катушкой фокусировки линзы лазера, моторчиком перемещения лазерного считывателя, двигателем загрузки и выгрузки лотка для лазерного диска. В свою очередь драйвер получает команды от процессора.
Первым признаком неисправности микросхемы драйвера является сильный нагрев и такие неисправности как отсутствие раскручивания диска, лоток невозможно выгрузить и загрузить, каретка с лазерной головкой не перемещается.
Не греться микросхема не может, так как через нее протекают токи в элетромоторчики и катушки позиционирования, но нагрев должен быть в нормальных эксплуатационных пределах. Если какой либо исполнительный элемент потребляет повышенный ток по причине своей неисправности, это так же может привести к перегреву микросхемы драйвера.
Наиболее часто в качестве драйверов применяются следующие микросхемы:
ВА5954FP
AZ5954M и т.д

Но при замене данных микросхем появляется одно но. Это трудность ее демонтажа и монтажа. Микросхема имеет планарный корпус, поэтому простым паяльником здесь работать не выйдет. Нужна паяльная станция(термофен) и различные насадки. Но если вы сомневаетесь,что ремонт DVD плеера вам под силу, доверьте эту работу профессионалам! Смотрим видео

До встреч на страницах блога!

Будучи сложными электронно-оптико-механическими устройствами, CD/DVD-приводы относятся к самым ненадежным компонентам компьютера. Причины поломок могут быть самыми разнообразными. Чаще всего дохнет или теряет свою эмиссию лазер, еще чаще вылетает чипсет, особенно если оба двигателя привода и катушки фокусировки лазера навешаны на одну-единственную микросхему. Про механические поломки и загрязнение оптических поверхностей я уже и не говорю. Реально ли отремонтировать отказавший привод в домашних условиях или проще не мучиться, а купить новый?

Введение

Далеко не всякая поломка привода носит фатальный характер. Зачастую отремонтировать привод можно и в домашних условиях, не имея ни специального оборудования, ни предварительной подготовки, выходящей за компетенцию рядового электронщика-умельца. Не бойтесь экспериментировать с поломанным приводом! Хуже ему уже все равно не будет (разумеется, при том условии, что привод не на гарантии). Можно, конечно, отнести его в сервис-центр, но... это долго, дорого, да и неинтересно.

Для ремонта вам потребуются запчасти. А где их взять? Сходите на рынок, потрясите своих друзей - и вы наверняка найдете множество "металлолома", который вам за бесценок отдадут. В первую очередь обращайте внимание на приводы, построенные на той же самой элементной базе что и ваш (это прежде всего касается лазерной головки и чипсета, маркировка которых определяется по надписям на их корпусе). Допустим, у вас вылетела плата электроники, а у товарища - рассыпались шестеренки. Тогда всю нерабочую плату можно заменить целиком, даже не разбираясь, что там за неисправность. Полезны также и все прочие модели. Оттуда, в частности, можно вытащить какую-то конкретную запчасть - например, предохранитель.

Методология поиска неисправностей здесь не приводится, т.к. это слишком обширная тема. Наша задача значительно скоромнее - дать читателю первотолчок, сориентировав его, в каком направлении нужно копать, перечислив основные категории поломок и методы с ними, отсортированные в порядке убывания их актуальности. Ну, а остальное, как говорится, дело техники...

Рисунок 1.

Лазер

Лазерные излучатели, использующиеся в читающих (и особенно пишущих!) приводах - достаточно недолговечные устройства, массово выходящие из строя после нескольких лет эксплуатации. Почему это происходит? Ну, во-первых, сказывается естественная потеря эмиссии излучателя, во-вторых, неблагоприятный режим работы. Уважающие себя производители подгоняют параметры каждого лазера строго индивидуально либо выставляя требуемые режимы подстроечными резисторами (в дешевых моделях), либо занося их непосредственно в саму прошивку (в моделях подороже). Noname выставляют все параметры на средний уровень, который для одних экземпляров головок оказывается слишком низок, а для других - чрезмерно высок. Кстати говоря, при разблокировании DVD-приводов и замене прошивки на ее "хакнутую" версию прежние настройки не сохраняются и если хакер не предпримет попытки их предварительного сохранения, лазер быстро выйдет из строя или будет работать нестабильно.

Снижение яркости свечения лазера увеличивает количество ошибок чтения/позиционирования (часть дисков вообще перестает опознаваться), а начиная с некоторого момента, привод отказывается опознавать диски вообще, зачастую даже и не пытаясь их раскручивать (обычно мотор привода раскручивается только тогда, когда датчик фиксирует отраженный сигнал, а если сигнала нету, считается, что диск не вставлен и нефиг его раскручивать).

Аккуратно разобрав привод, подключите его к компьютеру и посмотрите - вспыхивает ли лазер в момент закрытия лотка. При нормальной эмиссии вы увидите луч даже при дневном освещении, а "подсевший" лазер различим только в затемненной комнате. Если же и в полной темноте никаких следов присутствия луча нет, ищите причину отказа в электронике (только помните, что лазер виден не под всяким углом). Вообще-то, это довольно рискованная операция, т.к. при попадании луча в глаз можно и ослепнуть, однако этот риск не так уж и велик...

Услуги по замене лазерной головки в среднем обходятся в половину стоимости нового привода а учитывая, что научно-технический прогресс не стоит на месте и новые приводы намного лучше старых, смысла в таком ремонте немного. Как вариант, можно попробовать вернуть лазер к жизни просто увеличив питающее напряжение. Проследите проводники, подведенные к лазерному излучателю - в своем пути они должны упираться в резистор, параллельно к которому вам предстоит подпаять еще один, подобрав его сопротивление так, чтобы привод уверенно опознавал все диски. Более честный вариант - выяснив марку чипсета, управляющего лазером (обычно это самая большая микросхема), пошарьтесь по интернету в поисках ее технической спецификации. Там среди прочей полезной информации должен быть описан механизм регулировки мощности лазерного луча. Как правило, за это отвечают один или несколько резисторов, подключенных к чипсету (не к лазерной головке!). Некоторые модели позволяют настраивать лазер через SCSI/ATAPI интерфейс (через специальные команды, описанные в технической документации на привод) или через технологический разъем.

В принципе, лазерную головку можно и разобрать, заменив непосредственно сам излучающий элемент, который можно выдрать из другого привода, однако правильно собрать головку удавалось немногим. На всякий случай ниже приводятся разъясняющие фотографии, демонстрирующие ее устройство, принцип работы и порядок разборки.

Рисунок 2.

Рисунок 3.

Рисунок 4.

Рисунок 5.

Чипсет

Чипсет - это сердце привода. Он не только обеспечивает обработку информации, но и управляет двигателями позиционирования/вращения, лазерной головкой и катушками фокусировки. Экономные производители интегрируют весь чипсет в одну-единственную микросхему, зачастую никак не заботясь о ее охлаждении. Как следствие - чипсет быстро выходит из строя, в прямом смысле слова прогорая насквозь, а привод полностью или частично отказывает в работе.

Поведение поломанного чипсета может быть самым разнообразным - от полного нежелания опознавать привод вообще до снижения скорости чтения. Минимально работоспособный чипсет опознает привод и при подаче питания перемещает оптическую головку к началу диска, после чего начинает подрыгивать фокусировочной линзой. Если же этого не происходит, чипсет негоден либо неисправны обслуживающие его электрические компоненты (но они выходят из строя достаточно редко).

Заменить сгоревший чипсет в домашних условиях нереально, т.к. во-первых, его негде приобрести, во-вторых, его цена сопоставима со стоимостью привода, и в-третьих, без спецоборудования эту ювелирную операцию способы выполнить только Левши и экстремалы.

А вот предотвратить выход чипсета из строя можно вполне. Приклейте к самой большой микросхеме привода хотя бы крошечный радиатор, воспользовавшись двухсторонним скотчем или специальным клеем. Скотч можно купить в магазине канцтоваров, а клей - на радиорынке (клей лучше, а скотч доступнее). Также оснастите привод вентилятором, закрепив его на задней стороне корпуса, предварительно просверлив там несколько отверстий. Ну, или хотя бы не размещайте привод над винчестером, т.к. винчестеры (особенно высокоскоростные) сильно греются и перегревают привод.

Кэш-память формально не входит в чипсет, но очень тесто с ним связна. Частенько она дает дуба и выходит из строя. Если дефект затрагивает одну или несколько ячеек, то на работе привода в подавляющем большинстве случаев это никак не отражается (у него ведь есть корректирующие коды), но при больших разрушениях (и уж тем более при полном отказе), привод либо вовсе перестает читать диски, либо читает их крайней медленно и с большим количеством ошибок. Поскольку в приводах используется та же самая память, что и в DIMM"ах, ее можно заменить (по крайней мере, теоретически, практически же все упирается в искусство качественной пайки).

Рисунок 6. Самая большая микросхема - чипсет, микросхема поменьше - память.

Рисунок 7.

Механические повреждения

CD/DVD приводы - отличные пылесборники, особенно если под ними установлен вентилятор, охлаждающий жесткие диски. Пыль проходит сквозь щели корпуса и оседает на подвижных механических частях, увеличивая их износ, плавно перетекающий в хроническое заклинивание. Привод либо вовсе отказывается закрывать лоток, либо после закрытия тут же выплевывает диск, либо не может провернуть диск (вращает диск со странным звуком). То же самое относится и к механизму позиционирования.

Разберите привод, удалите всю грязь, смажьте трущиеся элементы (только не так, чтобы аж с хвоста капало и помня о том, что пластмассовые шестеренки не требуют смазки), при необходимости отрегулируйте люфт так, чтобы все вращалось без усилий, но и не болталось. Убедитесь, что шестерни/червяки не имеют чрезмерной выработки, выкрошенных зубьев и в них ничего постороннего не попало (это в первую очередь относится к осколкам дисков, разорванных приводом, а также путающихся под ногами проводов).

Рисунок 8. Механика привода в собранном виде. Эта пластмасса не прослужит долго и в любой момент может отказать, тогда поломанные детали придется либо вытачивать самостоятельно, либо вытаскивать из других приводов.

Рисунок 9. Скопление пыли на подвижных механических частях может приводить к заклиниванию.

Прочие отказы электроники

В первую очередь проверьте все механические контакты (разъемы, подстроечные резисторы, кнопки и переключатели, датчики закрытия лотка и т.д.), а также целостность подводящих проводников. При небрежном выдергивании питающего разъема (интерфейсного кабеля) тонкие дорожки могут и оборваться, причем этот обрыв зачастую не заметен ни глазу, ни омметру, но при больших частотах (нормальном рабочем состоянии привода) дает о себе знать.

Внимательно осмотрите все трущиеся кабели - нередко они протираются до дыр, вызывая либо короткое замыкание на корпус, либо обрыв проводника. Либо и то, и другое одновременно (особенно этим грешат Нью-Васюки, тьфу New-TEAC"и приводы, продающиеся под торговой маркой TEAC, но собранные третьесортными фирмами - в настоящее время TEAC ушла с рынка CD-приводов, продав свой лейбл noname-производителям).

Не забывайте и о предохранителях. При неправильном подключении привода или бросках напряжения они вполне могли перегореть, спасая привод от неминуемой гибели. Современный предохранитель - это такая маленькая хреновина, совсем непохожая на привычную нам стеклянную трубку с тонкой проволочной внутри и при беглом осмотре платы ее не так-то просто заметить. Кстати говоря, обычно предохранителей много больше одного, так что проверяйте все, что найдете.

Обращайте внимание и на состояние остальных элементов. Вспученный лак, следы гари, деформация или физически дефекты (типа сколов или разломов) достаточно красноречиво указывают на источник неисправности. К сожалению, подавляющее большинство отказов электроники обходятся без визуальных проявлений.

Для проверки исправности двигателей подключите их к источнику 5 вольт (черный провод - это минус), естественно предварительно отсоединив их от привода. Поскольку двигатели, как правило, более или менее стандартны, найти им замену не составит труда. Ну, в общем, проверьте все, что можно проверить: не высохли/пробиты электролиты, не дали ли обрыва резисторы, целы ли диоды, стабилизаторы, ключевые транзисторы и все-все-все...

Мелкая логика из строя практически никогда не выходит, а вот у силовых элементов это в порядке вещей.

Рисунок 10.

Оптика

Если вы не злоупотребляете курением и не выдыхаете струю дыма прицельно в привод, чистить оптику не нужно. Один из моих приводов уже отработал 10 лет и ни разу не подвергался чистке.

Забудьте о чистящих наборах - ими легко изуродовать оптическую линзу (кстати говоря, обычно изготовляемую из органического стекла) без малейшей надежды на ее восстановление. Протирать оптические поверхности категорически не рекомендуется. Попытайтесь сдуть пылинки резиновой клизмой (поручики, ни слова об извращениях!), предварительно убедившись, что внутри ее нет талька, и ни в коем случае не делайте это ртом (капельки слюны убийственны для оптики). Если же смолистые вещества табачного дыма образовали характерную маслянистую пленку, не пытайтесь ее оттирать. Лучше нанесите на линзу каплю густого раствора хозяйственного мыла и, дав поработать химии минут пятнадцать-двадцать, удалите ее салфеткой, аккуратно поднеся ее к капле, но не касаясь поверхности линзы. Затем несколькими каплями дистиллированной воды промойте линзу от мыла.

Рисунок 11.

Сводная таблица основных симптомов

Симптом Диагноз
Привод не опознается компьютером При включении не издает никаких звуков, ничем не мигает Отказ электроники, возможно обрыв дорожки или перегорел предохранитель
Мигает или постоянно говорит индикатор Отказ электроники, возможно интерфейсного блока или чипсета, также проверьте контакт интерфейсного разъема, целостность проводников и величину питающего напряжения
Опознается компьютером Не выдвигает лоток Отказ механической части, обрыв в кнопке выброса, отказ двигателя или обслуживающих его элементов (например, чипсета)
Не задвигает лоток, или задвигает, но тут же выбрасывает Отказ механической части
Не видит диск Диск не раскручивается, линза и каретка не движутся Отказ механической части, отказ двигателя, вышел из строя чипсет
Диск не раскручивается, линза движется Сдох лазер
Диск раскручивается до нормальной скорости, затем останавливается Сдох лазер, сбилась настройка, вышел из строя чипсет
Диск раскручивается до пониженной скорости Отказ механики, сбились настройки
Диск раскручивается до бешенных скоростей Вышел из строя чипсет, сбились настройки
Видит диск Диск не читается Отказ электроники
Диск читается с большим количеством ошибок Уменьшилась эмиссия лазера, загрязнена оптика, сбились настройки, отказ электроники
При нажатии на кнопку выброса, привод выплевывает вращающийся диск Отказ электроники

Заключение

С каждым днем приводы все дешевеют и дешевеют, обессмысливая свой ремонт. Между тем, их качество неуклонно падает. Кризис перепроизводства заставляет производителей экономить на всем, что только можно, и в первую очередь - на надежности и долговечности. Зачастую оказывается гораздо дешевле эпизодически ремонтировать старые добрые приводы, чем включаться в гонку за новые модели. Впрочем, политику апгрейда каждый волен выбирать самостоятельно...

DVD-ROM является одним из самых “хрупких” устройств, которое может выйти из строя. Связано это даже не с действиями пользователя, а скорее с конструкцией. Множество механических частей, которые должны работать согласовано с помощью электроники, высокая частота работы и необходимость соблюдения точности позиционирования – все эти факторы сильно влияют на конечную долговечность привода.

Кроме самой конструкции негативное воздействие на работоспособность оказывает постоянная гонка между производителями болванок и самих DVD-ROM. Одни стараются выпустить как можно более быстро записывающие болванки, другие пытаются догнать их, забывая вовремя апдейтить уже выпущенные устройства. Кстати, это и есть первая проблема, которая может возникнуть при долгом использовании ноутбука – отсутствие правильной прошивки. Для того чтобы устранить эту проблему, можно поступить следующим образом:

  • Поискать новую прошивку, устраняющую несовместимость на сайте производителя модели ноутбука;
  • Поискать в интернете сайты, тематика которых - снятие зональности приводов.

Воспользовавшись этим советом, можно либо устранить возникшие неполадки в приводе, либо просто идти в ногу со временем, устанавливая новые прошивки.

Бывает, что привод все же начинает “барахлить”, либо вообще отказывается работать. Для определения и устранения поломки, можно воспользоваться следующей пошаговой инструкцией:

  • Проверяем, проблема связана с приводом, либо же кроется в системных ошибках. Для начала заходим в BIOS (клавиша Delete при загрузке), после копаемся в настройках и смотрим, определяется ли привод вообще.
  • Если привод определяется, возможно, проблема в прошивке, либо в реестре (т.е. установленные драйвера работают не совсем верно). Устранить проблему можно, установив новую прошивку, обновив драйвера, скачав программу для проверки и очистки реестра.
  • Если привод не определяется, значит, необходимо проверить подключение и питание. Наличие питания можно определить, просто посмотрев на индикатор привода при включении ноутбука (либо вставив компакт диск). Если он горит - значит, питание есть. Для проверки подключения необходимо разобрать ноутбук до состояния, при котором можно извлечь привод. Для этого необходимо извлечь аккумулятор, перевернуть ноутбук, открутить скрепляющие винты сзади, снять крышку, открутить винты, удерживающие привод, и аккуратно отключить шлейф. Взяв шлейф от привода и заменив его новым (либо попробовав проверить, подключив к другому устройству) можно понять, работает ли шлейф. Если не работает – замена и может решить проблему, если работает проблема может крыться в самом DVD-ROM e.
  • Для проверки привода, разбираем его до состояния, которое возможно без специальных инструментов – в основном, до платы. Осматриваем плату на наличие дефектов, окалины или темных мест, проверяем все соединения. Если какие-то элементы выгорели и запасных нет – проще осуществить полную замену привода, т.е. купить новый. В противном случае с помощью паяльника можно заменить не работающие элементы. А с помощью щетки очистить места от окалины.
  • Если никакого ущерба внутри привода нет, возможно, повреждена линза. Для ее очистки надо использовать специальные средства, которые продаются в компьютерных магазинах (в принципе, чистить линзу полезно раз в год).

Если после проведения действий выше никаких изменений нет, необходимо отнести привод в сервисный центр, либо осуществить его замену самостоятельно.

В случае замены старого привода на новый (при неустранимых поломках, апдейт ноутбука) может возникнуть проблема с работой приводов в двух режимах: primary slave или secondary master. Решить проблему можно путем апдейта прошивки, которая поменяет режим, либо исправить дефект вручную с помощью установки перемычки cable select. Но часто, установка перемычки не предусмотрена конструктивно, тогда необходимо напять ее вручную. Для этого необходимо:

  • Разобрать ноутбук, чтобы получить доступ к DVD-ROM;
  • Вынуть его из ноутбука, аккуратно отсоединяя подключения;
  • Отвинтить скрепляющие винты с корпуса привода;
  • С помощью тонкой проволоки, нажимая на отверстие в приводе, открыть лоток;
  • Снять крышку и выдвинуть лоток;
  • В IDE разъеме ноутбука необходимо между 47 и 49 контактом напять небольшую перемычку (отсчет следует вести от угла ближе к которому расположен разъем);
  • Собрать обратно, проверив работоспособность привода.

Кроме этого при замене привода может возникнуть проблема в том, что вы можете повредить старые салазки или переходник. Придется искать аналогичный на рынке, либо заказывать оригинальный привод со всеми устанавливающими элементами. Поэтому главное правило при замене привода – не выкидывать крепящие элементы и осторожно с ними обращаться. Также не стоит выкидывать лицевую панель, т.к. в некоторых моделях ноутбуков она не прямая, а имеет оригинальную форму (загнутую или отогнутую). Чаще всего новый аналоговый привод может иметь стандартную прямую лицевую панель, что будет выглядеть неэстетично, либо вообще не даст нормально установить привод.